​​​​​ ​​​​​​​​​​​​​​​​Система взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ), созданная на рубеже перехода от административной (плановой) к рыночной экономике, постоянно адаптирующаяся к требованиям изменяющейся рыночной среды авиаперевозок в России, других странах СНГ и мире, пережила в своем развитии ряд этапов:

Подготовительный этап создания Системы взаиморасчетов

(1991-1992 гг.)

В стране после нескольких лет «перестройки и ускорения» наступали катастрофические перемены. Полным ходом шла «суверенизация» республик, демонополизация общесоюзной собственности МГА-Аэрофлота, дезинтеграция экономических связей.

В этих условиях, в начале декабря 1991 г., на базе Центрального НИИ автоматизированных систем управления гражданской авиации (ЦНИИАСУ ГА) была проведена конференция с участием представителей от МГА, УГА, ведущих авиапредприятий, агентств, аэропортов, отраслевой науки. Участникам была представлена концепция с основными принципами организации взаиморасчетов, которая была принята за основу.

К концу 1992 года был разработан «Генеральный договор между участниками авиатранспортного процесса по обеспечению организации и осуществления взаиморасчетов по регулярным рейсам».

​​​​

Сотрудники Центрального НИИ автоматизированных систем управления гражданской авиации (ЦНИИ АСУ ГА) - основные разработчики Системы взаиморасчетов
Вверху (слева направо):
А.Б. Фрайман, Н.В. Паничерский, Е.Г. Дрозд
Внизу (слева направо):
И.Г. Шевченко, М.В. Гусева, А.К. Гусев

30 декабря 1992 г. вышел Приказ Департамента воздушного транспорта Минтранса России №ДВ-163, который обязывал авиапредприятия с 01.01.93 г. перейти на прямые взаиморасчеты в соответствии с нормативными и технологическими документами, доведенными до них ранее в ряде приказов и указаний ДВТ и изложенными в условиях Генерального договора.

В Приказах ДВТ устанавливалась будущая структура управления в системе взаиморасчетов: общественный Наблюдательный Совет авиапредприятий по взаиморасчетам (НСАВ) и Клиринговая палата авиапредприятий (КПА) в качестве исполнительного органа системы. 

Этап становления Системы взаиморасчетов

(1993 – 1997 гг.)

Основные цели этапа – создание органов управления, формирование «правил игры», прекращение неплатежей по выручке, минимизация потерь выручки перевозчиков и обеспечение полного контроля движения выручки от агентств к перевозчикам.

Наблюдательный Совет (НСАВ) был создан 3 июня 1993 г. на учредительном собрании с участием представителей авиационных властей 12 государств СНГ и 20 региональных управлений и самостоятельных авиапредприятий России. Дальнейшая работа по формированию «правил игры» в Системе взаиморасчетов стала осуществляться этим органом.

Среди основных итогов этапа отметим следующие:

  • учреждена (1994 г.) «Клиринговая палата авиапредприятий» (КПА) – исполнительный орган в Системе взаиморасчетов; в 1995 г. КПА преобразована в ТКП - Транспортную клиринговую палату, учредителями которой стали 24 ведущие авиакомпании России и стран СНГ; фактически созданные органы управления (НСАВ и ТКП) взяли на себя часть экономико-финансовых, организационно-управленческих и технологических функций, которые прежде выполняло МГА СССР;

Первый Председатель НСАВ
Первый Президент ТКП
В.М. Фурсов.

  • практически всеми основными авиакомпаниями и агентствами подписан (конец 1992 – начало 1993 гг.) Генеральный договор о Системе взаиморасчетов по регулярным авиарейсам, который был отменен в 1995 г. в связи с переходом на Стандартные договоры «Перевозчик – ТКП», «ТКП – агентство»; 179 перевозчиков (из РФ – 129) и 202 агентства заключили такие договоры в 1997 г.;
  • рассмотрена и одобрена Концепция развития Системы взаиморасчетов, основные цели СВВТ на данном этапе – замена бланков МГА СССР на многокупонные бланки международного образца, контроль движения и использования бланков, прекращение неплатежей и гарантированное поступление выручки не позднее 16 дня после отчетного периода (декада);
    разработан ряд основополагающих нормативно-технологических и организационных документов, среди которых: Положение об аккредитации агентств, Порядок централизованного управления доступом агентств к ресурсу мест перевозчиков в Центрах бронирования авиаперевозок (ЦБА) АС «Сирена-2», Положение об аккредитации ЦБА и Требования к ЦБА, Концепция реструктуризации системы резервирования (о необходимости создания отечественной распределительной системы бронирования) и др.;
  • сформирована (из представителей авиакомпаний) Комиссия по аккредитации агентств(1994 г.), которая в рассматриваемый период провела 54 заседания и аккредитовала в СВВТ 204 агентства; фактически была сформирована новая сеть аккредитованных сетевых агентств, которые, в свою очередь, имели филиальные агентства (субагентов) и пункты продажи в различных регионах России, стран СНГ и дальнего зарубежья; объем продаж этими агентствами составил 98% от общего объема внутренних перевозок;
  • произведена (конец 1995 – 1996 гг.) полномасштабная замена бланков МГА СССР на бланки КПА/ТКП международного образца различных форм, зарегистрированных авиационными властями Российской Федерации в качестве «нейтральных» бланков перевозочных документов; обеспечен автоматизированный контроль; движения и использования бланков в Едином центре взаиморасчетов (ЕЦВ), созданном в 1995 г. для обработки отчетов агентств и контрольных купонов бланков КПА/ТКП;
  • созданы автоматизированные системы учета, контроля и движения денежных средств по выручке, проходящих через «Собирательный» счет ТКП, Информационно-технический центр (ИТЦ), базы данных Информационного Фонда, Электронная почта ТКП и система обмена почтовыми сообщениями (ИНФОСЭД), позволяющая вести конфиденциальный и юридически значимый обмен компьютерными данными между участниками СВВТ;
  • аккредитовано 59 ЦБА (83% от общего количества); ТКП осуществляет координацию работ по развитию автоматизированных систем бронирования авиаперевозок (АСБ); началось внедрение международно-ориентированных АСБ «Сирена-2000/2.3» взамен АС «Сирена-2» (в базах данных новых систем стали формироваться «Записи по пассажирам» - PNR/Passenger Name Record);
  • по поручению авиационных властей ТКП стала осуществлять экспертизу перевозочных документов авиакомпаний и ведение реестра бланков строгой отчетности;
  • создана и эксплуатируется в региональных управлениях и ТКП уникальная на постсоветском пространстве автоматизированная система сбора и обработки отраслевых статистических данных по авиаперевозкам (АС «Статистика»), база данных которой используется не только для анализа и прогноза развития гражданской авиационной деятельности в Минтрансе России, но и в Госкомстате РФ, ИАТА и ИКАО;
  • обеспечивается полный контроль движения выручки через «Собирательный» счет; стал осуществляться контроль за расчетами агентств по «прямым» договорам «Перевозчик – агентство»;
  • удалось добиться значительного сокращения объема неплатежей​;(кредиторской задолженности) по выручке: с 50% в 1992 г. (экспертная оценка), до 1,7% на 01.01.98 г. (в том числе через «Собирательный» счет ТКП – 0,15%), в т.ч. по годам на конец года: 1993 г. – 25% (8%); 1994 г. – 15% (6%); 1995 г. – 8,5% (2,5%); 1996 г. – 2,8% (0,3%).

Подытоживая данный этап, можно отметить, что Система взаиморасчетов стала неотъемлемой частью производственно-хозяйственной жизни авиакомпаний, агентств и отрасли в новых рыночных условиях, удалось добиться прекращения неплатежей по выручке о стороны агентств, что нашло свое отражение в Постановлении Коллегии Федеральной авиационной службы России от 07 мая 1997 года №14.

Этап совершенствования Системы взаиморасчетов

(1998 – 2001 гг.)

Данный этап охватывает период адаптации органов управления и участников Системы взаиморасчетов и других взаимосвязанных систем к довольно сложным реалиям.  В экономике страны произошел дефолт (август 1998 г.). В отрасли продолжился спад объемов авиаперевозок. Показателем надежности и «зрелости» СВВТ как экономико-финансового и организационного механизма явился тот факт, что после дефолта финансовой системы страны по итогам 1998 г. задолженность агентств, выполнявших расчеты через ТКП, в общем объеме выручки составила всего 0,02%.

Еще одним показателем доверия к Системе взаиморасчетов и ТКП как ее исполнительному органу явился тот факт, что после банкротства ГУП «Главагентство ГА» распоряжением ФАС России Центр расписания и тарифов (ЦРТ) в начале 1999 г. полным составом и с прежними функциями, включая регистрацию тарифной информации авиакомпаний, формирование, согласование и корректировку расписаний движения воздушных судов, регистрацию и опубликование сборов и тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах РФ и т.д., вошел в состав ТКП.

С учетом эксплуатации в ТКП АС «Статистика» (с 1996 г.), обеспечивающей формирование единой отраслевой информационной базы данных о деятельности ГА РФ на основе статистической и финансовой отчетности авиакомпаний и аэропортов (10 форм госотчетности, 240 авиакомпаний, 200 аэропортов), ТКП стала обеспечивать госорганы необходимой информацией для регулирования воздушных перевозок. Роль ТКП в обеспечении производственно-хозяйственной деятельности отрасли еще более упрочилась.

Таким образом, ТКП, в соответствии с «Положением об СВВТ» и Уставом, выполняет не только функции исполнительного органа системы взаиморасчетов, но и, по соглашениям с авиационными властями России, некоторые государственные функции в рамках государственно-частного партнерства без выделения бюджетных средств на исполнение данных функций.

Среди других значимых работ, осуществленных в рамках Системы взаиморасчетов в указанный период, можно отметить следующие:

  • осуществлялась координация процессов реструктуризации системы резервирования, начата (2001 г.) опытно-промышленная эксплуатация Авиационной распределительной системы (АРС) «Сирена-Трэвел», разработанной по принципам работы мировых Глобальных дистрибутивных систем типа Sabre, Amadeus и др.;
  • ​сроки предоставления отчетности и перечисления выручки для агентств сократились на три дня по сравнению с ранее действовавшей технологией, и на пять дней сократились сроки перечисления выручки перевозчикам (2000 г.);
  • начата реализация нейтральных бланков грузовых авианакладных и внедрение системы безналичных расчетов с использованием пластиковых карт с эксплуатацией препроцессора авторизации карт в ТКП;
  • внедрена новая тарифная система с применением маршрутных (сквозных) тарифов, осуществлены доработки в системах резервирования и взаиморасчетов;
  • разработана Концепция создания системы по реализации авиатранспортных и туристских услуг в России (на базе систем резервирования авиаперевозок и взаиморасчетов), получившая одобрение НСАВ;
  • разработан и принят Правлением АЭВТ и НСАВ «Кодекс поведения и основных принципов регулирования и использования автоматизированных систем бронирования (АСБ) на воздушном транспорте Российской Федерации»;
  • ​начата эксплуатация системы организации продажи авиаперевозок по платежным (банковским) картам на бланках ТКП при централизованных расчетах по данным платежным (банковским) картам через ТКП.

Подводя итоги реализации данного этапа, можно отметить, что Система взаиморасчетов и другие взаимосвязанные системы (бронирования, расписания и тарифов) продолжали развиваться и совершенствоваться в интересах главных своих участников – авиакомпаний, что, одновременно, способствовало и адаптации авиапредприятий к изменяющимся требованиям рыночных преобразований в стране.

Главная цель Системы взаиморасчетов – полнота и своевременность поступления выручки перевозчикам – была достигнута. Упрочилось влияние Системы взаиморасчетов, ее органов принятия (Конференция, НСАВ) и исполнения (ТКП) решений в деятельности гражданской авиации России.

Этап перехода Системы взаиморасчетов на международные технологии и охват новых рынков

(2002 – 2009 гг.)

Перевод Системы взаиморасчетов на международные технологии начался с принятием Наблюдательным Советом ряда принципиальных решений (2002-2003 гг.), основные из которых приведены ниже:

  • о вводе в действие новых бланков перевозочных документов (автоматизированных и для оформления вручную), разработанных в полном соответствии со стандартами ИАТА для продажи как внутренних, так и международных авиаперевозок, на которых имеется возможность проставления расчетного кода ответственного перевозчика;
  • ​о готовности эксплуатации АРС «Сирена-Трэвел» в условиях функционирования Системы взаиморасчетов на основе выставленных требований; в 2002-2003 гг. реализованы интерфейсы между АРС с зарубежными инвенторными системами Gabriel, Sabre и др. по международным протоколам AIRIMP/EDIFACT, что позволило осуществлять бронирование и продажу международных авиаперевозок российских и зарубежных авиакомпаний;
  • об аккредитации каждого пункта продажи агентств; приняты также предложения по изменению кодификации агентств в соответствии с принципами АТА/ИАТА (уникальные цифровые коды для каждого пункта продажи); проведена кампания по аккредитации агентств и его пунктов продажи с новыми требованиями, в АРС формируются описания аккредитованных пунктов продажи и терминалов агентов по новым правилам;
  • о вводе в действие международно-ориентированного «Сборника стандартов обмена данными» (ССОД), разработанного на базе руководства и стандартов ИАТА для предоставления информации о продажах из АРС в агентства, авиакомпании и ТКП. В результате АРС «Сирена-Трэвел» стала поставлять информацию в Информационную систему (ИС) ТКП на базе этого стандарта (RET-файлы);
  • о внедрении новых принципов организации расчетов за воздушные перевозки на СПД НСАВ-ТКП, включающих расчеты по 3-цифровым расчетным кодам перевозчиков и интерлайнам; осуществлены необходимые доработки в системах взаиморасчетов, бронирования, кодификации и тарифной системе для реализации этих принципов организации расчетов по выручке с авиакомпаниями.

27 ноября 2003 г. состоялось заседание Третьей, юбилейной Конференции участников системы взаиморасчетов (10 лет с начала функционирования Системы), на котором была утверждена новая редакция «Положения о системе взаиморасчетов на воздушном транспорте», избраны составы Комитетов перевозчиков и агентств НСАВ, Президиума НСАВ, приняты Основные направления совершенствования и развития Системы взаиморасчетов на предстоящий период.

Разработана и внедрена Система взаиморасчетов по туристским услугам в части реализации (организации продажи, бронирования и взаиморасчетов) туров, санаторно-курортных и оздоровительных услуг (система «Авиатур»).

Разработана и внедрена система автоматизированного контроля бланков СПД НСАВ-ТКП.

Разработана и внедрена технология продажи авиаперевозок по уведомлению о предварительной оплате (PTА).

Разработана и внедрена дистанционная система стажировки (профессиональной подготовки, тестирования и аттестации) персонала аккредитованных агентств по программам СВВТ.

Внедрена система аккредитации учебных центров (аккредитовано 37 Учебных центров (УЦ), включая их филиалы.

Разработана Концепция по созданию системы по реализации интермодальных (авиа-железнодорожных и др.) перевозок.

Разработана Концепция перехода СВВТ на использование свободно конвертируемых валют – доллара, евро, а также рубля для формирования отчетности и осуществления расчетов по выручке (для реализации проекта «Мультивалютность в СВВТ»).

Разработан ряд Руководств (по оформлению бланков СПД НСАВ-ТКП,  по бронированию и продаже воздушных перевозок для агентств,  по Системе взаиморасчетов для агентств), Стандартов СВВТ.

Разработана и с октября 2006 года осуществляется эксплуатация интерактивной системы электронной отчетности аккредитованных агентств.

14 декабря 2006 г. состоялась IV Конференция участников системы взаиморасчетов. Приняты Основные направления совершенствования и развития Системы взаиморасчетов на предстоящий период (2007 – 2009 гг.).

В промышленную эксплуатацию внедрена система электронного билетооформления, обеспечивающая, в том числе, продажу авиаперевозок на электронных билетах НСАВ-ТКП через Интернет-пункты продажи с применением пластиковых (банковских) карт по технологиям «безопасной» электронной коммерции.

Реализован проект «Мультивалютность», обеспечивший переход СВВТ на использование, помимо рубля, свободно конвертируемых валют (доллар США, евро) для формирования отчетности и осуществления расчетов.

Разработана и внедрена совместно с ОАО «РЖД» система продажи пассажирских железнодорожных перевозок (СПЖД) аккредитованными в СВВТ агентствами на базе Интернет-технологий и с использованием электронных ордеров разных сборов (MCO).

Разработана и внедрена система интерактивной отчетности агентств (СИО) и система управления квотами электронных билетов НСАВ-ТКП.
В СВВТ аккредитована автоматизированная распределительная система (АРСТ) «СПутник», позволяющая агентствам бронировать и продавать пассажирам с использованием электронных многоцелевых документов НСАВ-ТКП туристические и дополнительные (аэропортовые, гостиничные и т.д.) услуги.
Разработаны и внедрены система интерактивного установления агентского (бонусного) вознаграждения и интернет-система контроля продажи перевозок авиакомпаниями – участниками СВВТ.
Разработаны и внедрены новые стандарты и нормативно-технологические документы СВВТ, обеспечивающие, в том числе, реализацию пассажирских авиаперевозок через мировые ГРС и дополнительных (аэропортовых, гостиничных и пр.) услуг.
Аттестована система электронного билетооформления компании Travelport (GDS Galileo).
Разработана концепция организации продажи и взаиморасчетов с перевозчиками по маршрутным перевозкам через хабовые аэропорты («закрытый интерлайн») с использованием электронного билетооформления (М2 ET).
Финансово-экономический кризис, разразившийся в мире в 2008 году, не обошел стороной авиаперевозчиков и агентств – участников Системы взаиморасчетов. Количество перевозчиков сократилось по сравнению с 2006 г. на 22 авиакомпании. С целью  обеспечения стабильности СВВТ созданы и эффективно действовали рабочие группы НСАВ, оперативный штаб в ТКП для мониторинга финансового состояния агентств и перевозчиков, формирования  списка неблагонадежных партнеров. 
За период с 2006 г. участниками Системы взаиморасчетов стали 15 зарубежных (за пределами СНГ) перевозчиков - Air Berlin, NIKI Luftfahrt, Emirates, China Eastern Airlines, Austrian Airlines, MALEV Hungarian Airlines,  AirBaltic Corporation, Israir Airlines & Tourism и др. Всего на конец 2009 г. из 112 авиакомпаний – участников СВВТ 46 являются нерезидентами РФ из 18 стран.
С 1 декабря 2006 г. в СВВТ приступили к продаже электронных билетов, достигнув в конце 2009 года 62%  от общего объема продажи перевозок на СПД НСАВ-ТКП.

Этап перехода Системы взаиморасчетов на широкомасштабное внедрение технологий электронного билетооформления и электронного взаимодействия участников СВВТ

(с 2010 г. по настоящее время)

​22 апреля 2010 года состоялась V Конференция участников системы взаиморасчетов. Приняты основные направления развития Системы взаиморасчетов на предстоящий период (2010 – 2013 гг.):

  • Широкомасштабное внедрение в промыш​ленную эксплуатацию в Системе взаиморасчетов технологий автоматизированного и электронного билетооформления пассажирских авиаперевозок с использованием отечественных и зарубежных автоматизированных систем бронирования;
  • ​Широкомасштабное внедрение в промышленную эксплуатацию в Системе взаиморасчетов технологий оплаты перевозок через интернет (в т.ч. «электронными» деньгами), платежные терминалы самообслуживания (банкоматы) и другие средства электронных продаж;
  • Расширение функциональных возможностей систем электронной интерактивной отчетности агентств, электронного интерактивного взаимодействия участников Системы взаиморасчетов, в т.ч. интерактивного контроля участниками СВВТ продаж перевозок/услуг.

В СВВТ аттестованы системы электронного билетооформления глобальных распределительных систем Sabre, Amadeus, начата продажа авиаперевозок через указанные ГРС на электронных билетах НСАВ-ТКП.

В рамках проекта аэропортовых, гостиничных и других дополнительных услуг реализована возможность продажи на регулярные автобусные маршруты через АРСТ "СПутник". В нейтральном сеансе АРС "Сирена-Трэвел" осуществляется оформление услуги "Аэроэкспресс". Осуществляется бронирование отелей (более 16500 в России и за рубежом) через онлайн-сервис бронирования Oktogo.ru.

Внедрена в эксплуатацию система электронной коммерции (e-commerce) для аккредитованных интернет-пунктов продажи, предназначенная для осуществления продажи перевозок по банковским картам  с использованием технологии аутентификации держателей карт 3D-Secure.

На базе распределительной системы «Сирена-Трэвел» внедрен электронный многоцелевой документ (EMD). С внедрением EMD в СВВТ обеспечена 100-процентная возможность  электронного документирования процесса продажи,  возврата или обмена перевозки/услуги. По состоянию на конец 2012 г. в СВВТ достигнуто 96%-ное использование электронных билетов и документов НСАВ-ТКП.

Введены в действие новые Стандарты отчетов о взаиморасчетах, которые включают информацию по обработанным претензионным уведомлениям перевозчиков и агентов (ADM/ACM). Разработано Положение о тренинговом центре аккредитованного агентства.

Предложения ТКП по внесению изменений в Рекомендованную Практику IATA RP1720а  с новой таблицей кодов для перевозочных документов НСАВ-ТКП (коды форм 610 - 619), включая электронные многоцелевые документы (EMD), одобрены на заседании Конференции АТА/ИАТА и вступили в действие в 2012 г.

В октябре 2011 г. в Юрмале прошла Юбилейная Конференция участников и ветеранов СВВТ, посвященная 20-летию начала работ по ее созданию.

В 2011 г. в Институте транспорта и связи (г. Рига) издано учебное пособие «Основы системы взаиморасчетов на воздушном транспорте» (авторы – Махарев Э.И., Русс А.А., Суринов Р.Т., под общей редакцией д.т.н., проф., действ. члена Академии транспорта РФ Э.И. Махарева).

В 2012 г. ТКП стала лауреатом Национальной авиационной премии «Крылья России».

Издательством «Студент» (г. Москва) в 2012 г. издано еще одно учебное пособие для студентов ВУЗов «Введение в Систему взаиморасчетов на воздушном транспорте» (авторы – Махарев Э.И., Горин В.С., Русс А.А., Суринов Р.Т., Ильичев С.В. под редакцией д.т.н., проф. Э.И. Махарева, заслуженного работника транспорта РФ С.В. Ильичева).

17-18 апреля 2013 г. в Юрмале состоялась VI Конференция участников системы взаиморасчетов, которая подвела итоги 20-летнего периода функционирования СВВТ, а также итоги работы НСАВ за 2010-2013 гг. Делегатами рассмотрены и утверждены изменения и дополнения в «Положение о системе взаиморасчетов на воздушном транспорте». В частности, утвержден новый механизм формирования Комитетов перевозчиков и агентств НСАВ: на основании Рейтинга перевозчиков и агентств, утверждаемого Председателем НСАВ. Изменен также количественный состав НСАВ (всего 70 человек): 15 членов Президиума НСАВ, 35 членов Комитета перевозчиков и 30 членов Комитета агентств НСАВ. Конференция признала работу Наблюдательного Совета авиапредприятий по взаиморасчетам за прошедший период в целом удовлетворительной.

Приняты основные направления развития Системы взаиморасчетов на предстоящий период, как продолжение и расширение задач, поставленных V Конференцией, в частности, переход к 100% применению технологий электронного билетооформления пассажирских авиаперевозок и к 100% отчетности агентств перед ТКП в электронном виде, широкомасштабному внедрению технологии претензионной работы с использованием дебетовых/кредитовых уведомлений (ADM/ACM) в рамках Системы интерактивного взаимодействия,  расширение применения технологий с использованием электронных многоцелевых документов (EMD) по всем типам услуг и видам оплат и др.

По состоянию на начало 2013 г. в СВВТ достигнуто 96,6-процентное использование электронных билетов и документов НСАВ-ТКП.

Делегаты одобрили и поддержали выдвижение работы «Комплекс информационных технологий Системы взаиморасчетов на воздушном транспорте» на соискание Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

В 2014 г. в соответствии с мировыми тенденциями российская Система взаиморасчетов развивалась в следующих основных стратегических направлениях:

  • продолжилось совершенствование СВВТ и других взаимосвязанных систем для увеличения объемов продаж внутренних и международных пассажирских авиаперевозок на стандартных перевозочных документах (СПД) НСАВ-ТКП и привлечение новых авиакомпаний – участников;
  • ​​разработка новых направлений развития СВВТ в области дистрибуции широкого комплекса услуг, связанных с индустрией туризма и путешествий, с использованием электронных билетов и документов (ЭБ, EMD) НСАВ-ТКП.

Основные проекты, внедренные ТКП в 2014 г.:

  • Система электронного документооборота (ЭДО) по счетам-фактурам на агентское вознаграждение;
  • Система интерактивного взаимодействия (СИВ) между участниками СВВТ;
  • Перевод претензионной работы агентств-участников СВВТ в СИВ с использование международных стандартизованных форм ADM/ACM;
  • Подключение новых платежных систем в рамках проекта e-commerce;
  • Система управления депозитами аккредитованных агентств;
  • Расширение видов и перечня гостиничных и других дополнительных услуг, предлагаемых к реализации в СВВТ;
  • подключение новых провайдеров – поставщиков дополнительных услуг;
  • Модернизация Информационной системы (ИС) ТКП, включая аппаратно-программный комплекс;
  • Внедрение системы «ИСТОК 2» в промышленную эксплуатацию;
  • Подготовка перехода на новую систему отчетности;
  • Внедрение подсистемы «Аналитика» автоматизированной системы «Статистика»;
  • Внедрение новых нормативно-технологических документов, учебных курсов и стандартов СВВТ.


В начале 2015 года в связи с изменением законодательства РФ ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата» преобразована в Публичное акционерное общество (ПАО) ТКП, произошли изменения в руководящем составе ТКП - на должность Президента избран Русс Александр Алексеевич. Председателем Совета директоров избран Ильичев Сергей Викторович. Изменения коснулись и руководства Комитетов агентств и перевозчиков НСАВ. ПАО «ТКП» стала действительным членом Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).
В 2015 году ТКП активно работала над разработкой и внедрением новых продуктов и сервисов, нацеленных на развитие СВВТ и оптимизацию взаимодействия между ее участниками:

  • Внедрена система электронного документооборота (ЭДО) в целях обеспечения процесса обмена юридически значимыми документами между участниками СВВТ (счетами-фактурами, актами и пр.) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением цифровой подписи.
  • Модернизация действующей учетной системы ТКП в части удовлетворения индивидуальных требований перевозчиков/агентств/поставщиков к формам и срокам финансовой и аналитической отчетности.
  • Расширение инструментов контроля финансовой дисциплины агентств с целью создания гибких условий по срокам перечисления выручки, видов и размеров финансового обеспечения их обязательств, включая внедрение системы, обеспечивающей работу агентств по схеме обеспечительного платежа (депозитной схемы расчетов).
    Расширение типов услуг и поставщиков, доступных к оформлению аккредитованными агентствами, с расчетами через ТКП.
  • Реализация механизма быстрой технологической интеграции новых поставщиков услуг в СВВТ.
    Совершенствование и стандартизация нормативно-технологической базы СВВТ и других взаимосвязанных систем.​
5-6 октября 2016 года в Сочи состоялась VII отчетно-выборная Конференция участников Системы взаиморасчетов, которая подвела итоги работы НСАВ за 2013-2016 годы и наметила основные направления развития Системы взаиморасчетов на воздушном транспорте на предстоящий период.
Делегатами Конференции была рассмотрена и утверждена новая редакция «Положения о Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте». Изменен численный состав НСАВ (всего 55 человек) и его структурных органов: 15 членов Президиума НСАВ, 25 членов Комитета перевозчиков и 25 членов Комитета агентств НСАВ.

Конференция признала работу Наблюдательного Совета авиапредприятий по взаиморасчетам за прошедший период в целом удовлетворительной.

Среди важных достижений за отчетный период отмечены: полномасштабный переход на электронное билетооформление, развитие систем продажи перевозок и услуг через интернет, закрепление аббревиатуры СВВТ (ATSS) в качестве международного стандарта, расширение применения электронного многоцелевого документа EMD, внедрение в практику работы стандартов «Новой отчетности», «Обеспечительного платежа» и «Методики расчета и видов финансового обеспечения», дальнейшее развитие технологии претензионной работы с использованием ADM/ACM, разработка функционала «Запрос на возврат» (Refund Application), усовершенствована Система интерактивного взаимодействия TCH Connect, разработан инновационный продукт для участников и партнеров СВВТ - универсальное платежное решение TCH Payment и др.

Приняты Основные направления развития Системы взаиморасчетов на предстоящий период, в частности:
  • Разработка и внедрение новых подходов, технологий, современных платежных решений, связанных с организацией продажи перевозок и услуг (в том числе дополнительных услуг перевозчиков), обеспечивающих оптимизацию процесса взаиморасчетов, упрощение процедур ведения бизнеса и сокращение расходов участников и партнеров СВВТ;
  • Создание и внедрение новых стандартов, унифицированных сервисов, обеспечивающих эффективную интеграцию полного комплекса услуг поставщиков, включая оформление мультимодальных (комбинированных) перевозок различными видами транспорта в сеть продажи СВВТ;
  • Совершенствование технологий интернет-продаж в части организации расчетов за перевозки и другие услуги на основе веб-решений, используемых в каналах В2С, В2В. Дальнейшее развитие институтов аттестации, аккредитации сети продаж, инструментов, систем, интернет технологий, обеспечивающих доступность, прозрачность и нейтральность услуг и сервисов для участников и партнеров СВВТ;
  • Расширение географии сети продаж в интересах участников и партнеров СВВТ;
  • Совершенствование технологии реализации многосторонних соглашений между участниками и партнерами СВВТ в целях развития аэропортовых хабов и обеспечения комплекса взаиморасчетов по перевозкам и другим услугам с учетом перспектив развития территорий, инфраструктуры базовых и региональных аэропортов;
  • Оптимизация процессов взаимодействия между участниками и партнерами СВВТ и переход от бумажного к электронному документообороту в СВВТ в рамках Системы TCH Connect;
  • Формирование банка данных аналитической и статистической информации и развитие интерфейсов по его использованию участниками и партерами Системы взаиморасчетов на новой технологической платформе, включая мобильные средства связи;
  • Внедрение инновационных стандартов организации продажи перевозок, включая адаптацию новой дистрибутивной модели IATA (NDC) в СВВТ;
  • Формирование общих требований для разработки отечественной Системы взаиморасчетов по грузовым перевозкам, соответствующей международным стандартам;
  • Продвижение современных технологий и защита интересов отечественной Системы взаиморасчетов в государственных структурах в целях повышения эффективности бизнеса ее участников и партнеров.